Центр аттестации рабочих мест
+7 (3412) 916-935

Для чего нужна специальная оценка условий труда?

 

Задача специальной оценки условий труда

Комментарии

1

Выполнение требований Федерального Закона от 30 декабря 2001 г. № 197-ФЗ (Трудовой кодекс РФ)

В последнее время органы, контролирующие соблюдение законодательства в области охраны труда, начали активно предъявлять претензии к руководителям организаций о невыполнении Российского Законодательства в области охраны труда. В связи с закреплением обязанности работодателя проводить специальную оценку условий труда на федеральном уровне (Федеральный закон РФ от 28.12.2013 г. № 426-ФЗ "О специальной оценке условий труда") контроль со стороны государства серьезно ужесточится. Об этом свидетельствуют и изменения в административном кодексе РФ, коснувшиеся нарушений в сфере охраны труда.

2

Получение достоверной фактической картины состояния условий труда на рабочих местах

Проведение специальной оценки условий труда на рабочих местах, по существу, аудит условий труда на рабочих местах предприятия сторонней аккредитованной организацией. Результаты такого независимого аудита могут быть эффективно использованы работодателем для документально обоснованных его действий по всем направлениям обеспечения безопасных условий и охраны труда согласно Трудовому Кодексу РФ.

3

Снижение налогов на фонд заработной платы сотрудников предприятия по результатам специальной оценки условий труда

При наличии по результатам аттестации рабочих мест с вредными и (или) опасными условиями труда на предприятии может быть изменена структура заработной платы с включением в ее состав компенсационных выплат и отражением данного факта в локальных актах предприятия, включая коллективный и трудовые договоры. Начисленные в составе заработной платы компенсационные выплаты указанного выше типа относятся к перечню выплат, не подлежащих обложению единым социальным налогом и налогом на доходы физических лиц.

4

Обоснование льгот, компенсаций за работы с опасными и вредными условиями труда

На основании Федерального закона РФ от 28.12.2013 г. № 421-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с принятием Федерального закона " О специальной оценке условий труда" Законодатель прописал:

  • установить для работников, условия труда на рабочих местах которых по результатам специальной оценки условий труда отнесены к вредным условиям труда 3 или 4 степени или опасным условиям труда продолжительность рабочей недели не более 36 часов (ст. 92 ТК РФ);
  • установить минимальную продолжительность дополнительного отпуска 7 календарных дней для работников, условия труда на рабочих местах которых по результатам специальной оценки условий труда отнесены к вредным условиям труда 2, 3 или 4 степени либо опасным условиям труда или опасным (ст. 117 ТК РФ);
  • установить минимальный размер повышения оплаты труда работникам, занятым на работах с вредными и (или) опасными условиями труда 4 процента тарифной ставки (оклада), установленной для различных видов работ с нормальными условиями труда.

5

Снижение дополнительных тарифов страховых взносов в Пенсионный фонд Российской Федерации на финансирование страховой части трудовой пенсии.

В соответствии со ст. 33 Федерального закона от 15 декабря 2001 года №167-ФЗ "Об обязательном пенсионном страховании в Российской федерации" установить для страхователей в зависимости от результатов специальной оценки условий труда следующие дополнительные тарифы страховых взносов на финансирование страховой части трудовой пенсии:

  • класс 1 - страховой взнос 0%;
  • класс 2 - страховой взнос 0%;
  • класс 3.1 - страховой взнос 2%;
  • класс 3.2 - страховой взнос 4%;
  • класс 3.3 - страховой взнос 6%;
  • класс 3.4 - страховой взнос 7%;
  • класс 4 - страховой взнос 8%.

Таким образом при обеспечении допустимых условий труда на рабочих местах (класс 2) работодатель значительно экономит на данной статье расходов.

6

Получение скидок к страховым тарифам, оплачиваемым предприятием по обязательному социальному страхованию от несчастных случаев на производстве

Ежегодно каждое предприятие может рассчитывать на Скидку к страховому тарифу на обязательное социальное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний. Размер данной скидки (устанавливается Фондом Социального Страхования Российской Федерации) может достигать 40% установленного страхового тарифа по итогам деятельности страхователя за три года, исходя из состояния охраны труда на предприятии, результатов специальной оценки условий труда и сведениях об обязательном предварительном и периодическом медицинском осмотре.

7

Обеспечение работников средствами индивидуальной защиты, а также оснащения рабочих мест средствами коллективной защиты.

В небольших организациях очень часто отсутствует специалист по охране труда. Его обязанности возлагаются на непрофильных специалистов (главный инженер, главный бухгалтер, начальник отдела кадров), которые не всегда способны определить необходимый перечень СИЗ при выполнении определенных видов работ. Эксперт организации, проводящей специальную оценку условий труда определит минимальный перечень средств индивидуальной защиты, положенных работнику в соответствии с законодательством РФ, правильность предоставления СИЗ работнику и их эффективность, тем самым обеспечив максимальную защиту работника от воздействия вредных и опасных производственных факторов.

8

Разработка мероприятий по улучшению условий и охраны труда на предприятии

Проведение комплексных исследований на рабочих местах позволяет определить основные направления, в которых необходимо действовать работодателю для достижения допустимых условий труда и обеспечения здоровья работников, а следовательно достижения максимальной работоспособности и максимальной прибыли.